Падение объемов продаж, отрицательные показатели маржи и убытки в сфере перевозок. Ситуация в транспортной отрасли ухудшается.
Кризис в секторе среднего и тяжелого коммерческого транспорта: итоги конференции РОАД
Недавняя пресс-конференция ассоциации РОАД, прошедшая 4 декабря в Москве, поставила акцент на серьезные проблемы в сегментах среднего и тяжелого коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев поделился тревожной статистикой: с 2016 года по 2025 год количество среднетоннажных автомобилей сократится на 25%. В 2016 году в работе находились 2,3 миллиона таких машин, а к настоящему моменту их осталось всего 1,727 миллиона. При этом наблюдается также увеличение среднего возраста автомобилей, который уже достиг 28 лет. Наиболее старой оказывается спецтехника, в частности самосвалы, которые в среднем эксплуатируются около 32 лет.
Исследования рынка тяжелых грузовиков провел сотрудник дилера «Глобал трак сервис» Максим Шишко. Наблюдается снижение доли китайских компаний с 60% до 53%, тогда как российские производители увеличили свою долю с 28% до 38%. Общее количество сделок в этом сегменте упало практически вдвое. По прогнозам на 2025 год, в лучшем случае будет реализовано 46 тысяч грузовиков. Наиболее сложная ситуация наблюдается после пиковых продаж 2023 года: рынок остался с избытком производства, что заставило многих участников работать в убыток.
На фоне избытка тяжелых машин, произведенных для российских условий, многие грузовики остаются на складах. Увеличение долгов, связанных с лизинговыми машинами, также играло негативную роль. Доступ к новым грузовикам стал крайне ограничен из-за снижения доходов перевозчиков. По мнению эксперта, китайские производители снижают цены, получая финансовую поддержку от своих материнских компаний, что создает ненормальные условия для всего рынка.