Инициатива автопроизводителей по изменениям в утилизационном сборе

Автопроизводители России, объединенные в ОАР, обратились в федеральный Минпромторг с просьбой о корректировке методики начисления утилизационного сбора на автомобили. Это действие нацелено на то, чтобы остановить практику «серого» импорта, когда машины оформляются на физических лиц. В состав ОАР входят такие компании, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ и КАМАЗ. По данным издания Интерфакс, в обращении, адресованном министру Алиханову, поднимается вопрос о том, что постановление о порядках расчета утильсбора, введенное в декабре 2013 года, нуждается в реформах. Производители предлагают рассчитывать сбор на основании мощности двигателей, а не их объема, поскольку современные автомобили часто используют компактные, но мощные турбодвигатели. В результате текущей системы формирования утилизационного сбора, автомобили разных ценовых категорий облагаются одной и той же суммой. Например, бюджетный седан Changan Alsvin со стоимостью 1,85 миллиона рублей и двигателем 1,48 литра платит такие же 677,4 тыс. рублей утильсбора, что и BMW X3, цена которой составляет 8 миллионов рублей. В ОАР подчеркивают, что существующий механизм не справляется с распределением нагрузки между различными классами автомобилей. Кроме того, автопроизводители считают, что льготные тарифы на утилизационный сбор для физических лиц отрицательно влияют на автомобильную отрасль. На данный момент физические лица платят сниженные ставки при ввозе автомобилей, что привело к росту «серого» импорта. Если в 2024 году доля ввезенных автомобилями на физических лиц находилась в диапазоне 1-50%, то в 2025 году этот показатель вырос до 50-70%. Это создало условия для появления на рынке автомобилей без гарантии и сервисного обслуживания. Более того, федеральный бюджет недополучает миллионы рублей из-за обхода высоких тарифов на утилизационный сбор для юридических лиц.