Грузовики БАЗ: новые горизонты и планы на будущее

Прошло уже год с момента, как мы освещали новости о мощных грузовиках компании БАЗ, шасси которых разработаны инженерами фирмы «Романов». Сборка моделей осуществляется на производственной площадке в Шушарах, расположенной в окрестностях Санкт-Петербурга, где ранее выпускались автомобили под маркой MAN. Важно отметить, что проект стартовал на Обуховском заводе, входящем в состав корпорации «Алмаз-Антей», однако впоследствии было создано отдельное юридическое лицо для реализации гражданских проектов — компания «Романов». Идея тяжёлого грузовика с независимой подвеской всех колёс и возможностью эксплуатации на дорогах общего пользования была одобрена в 2021 году. В начале 2022 года начались работы над конструкцией, а в 2023 году инженеры завершили создание ходового макета. В январе прошлого года стартовала подготовка к запуску серийного производства, и до конца текущего года запланирована сборка первых автомобилей. В настоящее время речь идёт об вариантах с шасси 6х6: ожидаются седельный тягач, самосвал, бортовая платформа и само шасси. Клиенты смогут выбрать один из пяти вариантов кабин: короткую или длинную, стандартные и высокие, а также версии с одним или двумя спальными местами. Как сообщил руководитель маркетингового департамента «Романов» Александр Бредихин, компания планирует в течение следующего трёхлетия выйти на объём продаж в 2000 машин в год. В 2026 году цель составляет порядка 600 автомобилей, что прописано в Специальном инвестиционном контракте, заключённом с Минпромторгом 30 апреля 2025 года. По словам Бредихина, на следующий год уже имеется больше заявок, чем компания сможет произвести. По их оценкам, весь объём российского рынка грузовых автомобилей 6х6 составляет около 6 тысяч единиц в год, что делает план выхода на 600 машин реалистичным. Первая предсерийная машина уже передана в Газпром для проведения опытно-промышленных испытаний в посёлке Ямбург за Полярным кругом. В ближайшее время Газпрому будет предоставлен ещё один БАЗ, но для эксплуатации в регионе Краснодаре. В течение полугода в «Романов» поступит отчёт о результатах, что откроет двери для участия в тендерах компании. В следующем году компания планирует начать разработку новых моделей 8х8 и 10х10. Бредихин подчеркивает достоинства модульной конструкции шасси БАЗ, позволяющей увеличивать количество осей и их унификацию. Передние, средние и задние оси схожи, а возможность подруливания предусмотрена для средней оси, хотя в стандартной комплектации она заблокирована. У грузовика 8х8 также будет предусмотрено поворачивание колёс второй и, возможно, четвёртой оси, адаптированной под требования разных заказчиков. На основании одобрения типа транспортного средства от 2 ноября, можно рассмотреть параметры самосвала (модификации S31A50, S31A51), предназначенного для перевозки сыпучих и навалочных материалов с механизированной разгрузкой. Кабина выполнена по каркасно-панельной технологии, с откидывающим вперёд верхом. Основной каркас алуминиевый, а панель — пластиковая. Длина между первой и второй осью варьируется от 3800 до 4800 мм, между второй и третьей – 1500 мм, а ширина – от 2030 до 2060 мм. Максимально допустимая масса автомобиля составляет 30 тонн, при снаряжённой массе от 17 400 до 19 540 кг. На каждую ось допустимо 10 тонн нагрузки. Что касается двигателя, то он отечественного производства — ЯМЗ-6531, который представляет собой 6-цилиндровый дизельный мотор с рабочим объёмом 11 122 см³ и крутящим моментом 1790 Нм при 1100–1300 об/мин. Трансмиссия — 9-ступенчатая механическая коробка ЯМЗ-1909, а сцепление — однодисковое. В раздаточной коробке предусмотрены повышающая и понижающая передачи. В ходе беседы с Александром Бредихиным также поднимался вопрос о возможных проблемах с маржой при продаже автомобилей. Бредихин выразил мнение о том, что любой проект проходит через этапы, когда затраты превышают прибыль, но уверен, что их автомобили будут востребованы. По его словам, срок окупаемости проекта прогнозируется менее 10 лет.